Новости

Цифровые технологии в кредитной кооперации

Международные мероприятия Всемирное движение кредитной кооперации
21 января Всемирный Совет кредитных союзов и региональный центр кредитных союзов Польши совместно провели вебинар для кредитных союзов (кооперативов) Центральной и Восточной Европы о внедрении и использовании цифровых технологий в кредитных союзах в период пандемии.

Вебинар открыл Рафал Матусьяк, президент Национальной Ассоциации КС Польши. В частности, Рафал сказал, что в период пандемии идет активное внедрение цифровизации во всех сферах, особенно на рынке финансовых услуг. Заметил, что кредитные союзы не могут оставаться в стороне. Данное направление должно быть приоритетным в деятельности кредитных союзов. Национальные Движения кредитных союзов должны объединить свои усилия, чтобы успешно применить на практике опыт по разработке и использованию электронных услуг для пайщиков.  

В ходе вебинара выступили следующие участники:

Клаудия Рейн, руководитель проекта по внедрению платежной системы, Кредитный союз Стэфчика (Польша). В своей презентации Клаудия рассказала о внедрении цифровых технологий для кредитных союзов Польши в период COVID-19:
-   В марте 2020 года, в начале пандемии с введением режима изоляции, кооперативы Польши вынуждены были работать удаленно. Основная проблема возникла в работе филиалов (в Польше развитая филиальная сеть кредитных союзов), т. к. большинство филиалов были закрыты (и многие закрыты до сих пор). 
-   Возникла необходимость активно развивать электронные услуги. В настоящее время разрабатывается проект, который предусматривает внесение изменений в действующий закон о кредитных союзах Польши. Принятие изменений позволит пайщикам с 1 июля 2021 года направлять заявление на вступление он-лайн (в настоящее время требуется присутствие пайщика при вступлении).
-   Проблема в реализации проекта: проверка данных пайщика. В настоящее время Кредитый союз Стэфчика использует систему проверки данных пайщика через местный банк (пайщик вносит 1 злотый за операцию, затем после проверки деньги возвращаются на банковский счет), очень быстрая и недорогая услуга в период пандемии. Также идет проверка данных через государственный регистр, если не удается проверить данные через банк. В рамках настоящего проекта идет разработка сайта, который будет связан с государственным регистром для дальнейшей проверки данных пайщика при оформлении договора займа или оказании других услуг он-лайн.
-   В ближайшее время на базе Кредитого союза Стэфчика планируется использование электронного документооборота при оформлении договора, но по желанию пайщику выдается договор на бумаге. Преимущества проекта: минимальное использование бумаги (при обращении в филиал кредитного союза - оформляется договора в эл. виде); большая экономия операционных затрат; охрана экологии; безопасность, особенно в период пандемии.        

Андрус Ристкок, Член Совета Центрального кредитного союза Эстонии. Он рассказал о том, как эстонские кредитные союзы используют цифровые технологии.
Причины для использования цифровых услуг:
-   Автоматизация государственных услуг в Эстонии.
-   Конкуренция, вызванная преобладанием скандинавских технологичных банков на рынке финансовых услуг в Эстонии.
-   Новые нормативы, запрещающие кредитным кооперативам оказывать платежные услуги пайщикам.
-   Электронные паспорта. С 2002 года граждане Эстонии получают эл. паспорт и могут проводить многие операции онлайн.
-   Устаревшие программы. Многие программы на рынке устарели и кредитные кооперативы используют свои собственные офисные и бухгалтерские программы, которые были разработаны давно. Требуются ресурсы для разработки новых программ, но, к сожалению, многие кооперативы не входят в Центральный союз КС Эстонии и не работают как классический кредитный союз.

Цель создания автоматизированной системы:
-   Принято решение о создании на базе Центрального КС Эстонии единой операционной системы и платежной платформы с использованием интернет банкинга для финансовых организаций.
-   Создана отдельная компания (Балтийская сервисная компания) для контроля за единой системой, которая предусматривает управление следующими данными пользователя:
-   персональные данные,
-   сбережения и займы,
-   расчет процентных ставок и сроков выплаты и т. д.
 Деятельность Балтийской сервисной компании (совместная компания создана в 2010 году)
-   Разработка и обеспечение деятельности единой операционной системы и платежной платформы.
-   Разработка, тестирование и внедрение планировались в течение не более 18 месяцев, но в итоге весь процесс занял более 4 лет.
-   Основные модули системы начали работать в 2014 году, платежная система – в 2015 году, мобильный банкинг – в 2016 году. Расчетная система на базе литовского банка запущена в 2020 году.  
-   Система позволяет проводит денежные операции в рамках еврозоны. 
-   Кооперативу потребуется 6-12 месяцев для адаптации к системе (в зависимости, какие эл. услуги планирует оказывать своим пайщикам). 

Элеонора Петрович, генеральный директор центрального кредитного союза Северной Македонии. В своём выступлении остановилась на том, почему для небольшого Движения кредитных союзов необходима цифровизация.
  Статистика по Македонии:
  •      движение основано в 1999 году;
  •      6 кооперативов с большое филиальной сетью;
  •      активы – 6 млн евро;
  •      12 000 пайщиков.

Элеонора сообщила, что в период пандемии в Северной Македонии многие пайщики активно используют электронные услуги в целях безопасности:
-   Мобильное приложение (разработано в 2016 году), доступно на сайте, позволяет оформить заявку на заем онлайн, проводить денежные операции и др. операции.
-   В период пандемии Центральный кредитный союз Северной Македонии работает над внедрением интернет банкинга через мобильное приложение или сайт: взаимодействие с провайдерами, определение потребностей пайщиков, поиск финансовых ресурсов для реализации, обучение и мотивация сотрудников в использовании электронных услуг.
-   Работа над улучшением мобильного приложения: доступ на 3 языках: македонском, албанском и английском; информация о продуктах и услугах; управлением учетной записью пайщика: доступ к интернет-банкингу, состояние счета, информация по займам и сбережениям, внутренние операции.