В 1925 г. кредитом пользовались все группы населения почти пропорционально их удельному весу в кредитных кооперативах, но с 1926/1927 г. происходит сдвиг в сторону большего обслуживания бедняков за счет уменьшения кредитования середняков и зажиточных крестьян. Карельский обком ВКП(б) требовал обслуживания кредитом бескоровных хозяйств, а кредитование 4-х коровных являлось “дефектом системы кредитования”. В некоторых товариществах отмечалось “искривление классовой линии”, например, в Сямозерском кредитном товариществе было ослаблено кредитование беднейших групп, но увеличено кредитование зажиточных, выдали ссуды частному торговцу и попу на постройку дома, потому что председателем правления был сын попа. В Нигижемском товариществе Шальского района 9 % членов кредитного товарищества (в основном крепкие 2-х и 3-х лошадные хозяйства) получили 40 % всех ссуд, так как во главе товарищества были кулаки. Карельский обком ВКП(б) вынужден был признать, что “в кредитовании бедноты нет определенной четкости, многие работники недоверчиво относятся к платежеспособности бедноты, в том числе и отдельные коммунисты в Ведлозеро, Великой Губе. Некоторые склонны игнорировать наличие классовых групп в составе членов товариществ и поэтому нерешительно проводят классовую линию.”[11] В то же время в других регионах страны шло сокращение кредитования обеих крайних групп (беспосевных, безлошадных с одной стороны, зажиточных - с другой). Сокращение кредитования зажиточных хозяйств в течение одного года на 9,4 % было вызвано исключительно соображениями классового порядка. Сокращение кредитование бедноты было вызвано неудовлетворительным возвратом ссуд бедняцкими хозяйствами. В Карелии бедняки составляли 44,9 % просрочивших ссуды, 52,9 % - середняки, 2,2 % - зажиточные.
Просроченные ссуды на 1 октября 1926 г. по 51 товариществу Карелии составляли 149,6 тыс. руб., на 1 октября 1927 г. - 103,5 тыс. руб. Тот факт, что половину должников составляют средние и зажиточные крестьяне, в 1920-е гг. объясняли слабой работой судебных исполнителей, не принимающих достаточных мер к взысканию просроченных ссуд. Причинами просрочек также были одновременное кредитование населения разного рода организациями, что способствовало увеличению задолженности сверх его кредитоспособности, отсутствие кредитной дисциплины и неоднократное сложение правительством недоимок (по семссуде и др.), что вызывало легковесное отношение к своим обязательствам по ссуде некоторых заемщиков в надежде на возможность сложения задолженности их по займам. Так, 2 ноября 1927 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР о сложении с крестьянства задолженности по ссудам, выданным в 1924-1925 бюджетном году. По случаю неурожая с малоимущих слоев населения снимались недоимки, штрафы и пени по ссудам из средств ЦСХБ и его местных отделений.[12]
Управленческий аппарат кредитной кооперации Карелии отражал ее социальный состав. В 1925 г. бедняки составляли 46 % членов правлений, середняки - 51 %, зажиточные - 3 %. В 1926 г. происходит некоторое уменьшение доли бедняков в составе правлений до 39 % и увеличение доли середняков до 54 % и зажиточных - до 7 %. В это же время в управленческом аппарате увеличивается число членов ВКП(б) и ВЛКСМ на 24 человека: вместо 101 чел. в 1925 г. - 125 чел. в 1926 г., что составляло 25 % от общего числа работников, в целом по стране этот показатель был 14 %.[13] В 1920-е годы для зажиточных крестьян был актуален вопрос: “Могут ли лица, лишенные избирательных прав, состоять членами сельскохозяйственных кредитных товариществ?” Разъяснения НКЮ РСФСР были опубликованы в журнале “Северный кооператор”, где говорилось, что “образовывать кооперативные товарищества могут только лица, имеющие избирательные права, состоять же членами сельскохозяйственных и кредитных товариществ могут все граждане, занимающиеся сельским хозяйством, независимо от того, обладают они правом избирать в Советы или нет. С 1925 г. в состав сельскохозяйственных кооперативов допускалось вхождение лишенных избирательных прав кулацких элементов при условии, чтобы “гегемония в сельскохозяйственной кооперативной организации принадлежала середняцкобедняцким элементам”.[14]
В прямой зависимости от социального состава кооперации находился рост крестьянских вкладов: чем больше в кредитных товариществах было крепких хозяев, тем большие средства они могли вложить в качестве паевых взносов и личных вкладов. В Карелии паевые взносы постоянно росли, но не достигли 5 руб. На 1 октября 1924 г. паевой взнос был 1,4 руб., на 1 октября 1925 г. - 2,11 руб., на 1октября 1927 г. - 3,6 руб. Однако поступление личных вкладов от населения шло медленно, что было связано с низкой товарностью крестьянских хозяйств, отсутствия достаточного количества свободных денежных средств. В Карелии товарность сельского хозяйства в 1925/26 г. составила всего 5,1 %, в 1926/27 г. - 7,2 %. В целом главным недостатком советской кредитной системы в 1920-е гг. было незначительное количество личных вкладов в структуре основных средств кредитной кооперации - 2,95 %. Эти вклады составляли к концу 1927 г. не более 30 млн. рублей, тогда как довоенная кредитная кооперация имела до 600 млн. рублей вкладов населения. В годы нэпа кредитная работа велась за счет государственных средств.[15]
В 1920-е гг. ведущие экономисты и некоторые деятели коммунистической партии обращали внимание на противоречивость развития сельского хозяйства и его кредитование. Н.И.Бухарин писал, что “у нас еще до сих пор сохранились остатки военно-коммунистических отношений, которые мешают нашему дальнейшему росту... Зажиточная верхушка крестьянства и середняк, который стремится тоже стать зажиточным, боятся сейчас накоплять. Создается положение, при котором крестьянин боится поставить себе железную крышу, потому что опасается, что его объявят кулаком”.[16]
Н.Д.Кондратьев, анализируя состояние и развитие сельского хозяйства в СССР, отмечал: “Кредит направляется не тем, кто наиболее платежеспособен, а тем слоям деревни, в интересах поднятия благосостояния которых работает государственный аппарат, прежде всего беднейшим и средним слоям деревни”.[17] С такой политикой кредитования связано медленное поступление личных вкладов в кредитную систему. Госплан полагал, что в 1925-1926 гг. вклады и текущие счета возрастут на 114 %, в действительности они возросли на 40,5 %. Финансирование сельского хозяйства в СССР осуществлялось за счет бюджетных ассигнований, которые проходили через систему сельскохозяйственного кредита. Общий размер средств к началу 1927 г. составлял около 490 млн. червонцев или 290 млн. довоенных золотых рублей, примерно 12,1 руб. в довоенных ценах на одно хозяйство. Задолженность одного крестьянского хозяйства учреждениям кредита в 1913 г. составляло 33 руб., в целом по стране 600 млн руб. Задолженность сельского хозяйства США банкам в порядке краткосрочного кредитования в 1925 г. определялась колоссальной суммой 4-5 млрд. довоенных рублей или 615-770 руб. на одну ферму. Н.Д. Кондаратьев, сравнивая систему финансирования сельского хозяйства царской России и СССР, говорил о необходимости увеличения капиталовложений в сельскохозяйственное производство как за счет государства (при сравнении с финансированием фермеров в США), так и за счет привлечения накоплений самого крестьянства.[18]
О необходимости увеличить средний размер ссуды, предоставляемой карельскому крестьянину, говорилось еще в середине 1920-х гг.: “В Карелии ссуда нужна в размере 200-250 руб., а выдается, как правило, ссуда на сумму 50-75 руб. В Олонецком кредитном товариществе большинство ссуд идет на покупку лошадей из Финляндии, в среднем одна лошадь обходится в 153,5 руб. Лошадь в хозяйстве олонецкого крестьянина играла большую роль и затраты на ее покупку окупались в первые три зимних месяца на лесных промыслах. Сорокское кредитное общество выдавало ссуды на срок 3-4 месяца рыбакам на приобретения снаряжения для рыболовного промысла. Небольшой размер ссуд заставлял бедняцкую молодежь объединяться в артели по 3-4 человека и покупать невод, сети и т.п.”[19] Эффективность использования кредита зависела от мощности крестьянского хозяйства, причем в бедняцких хозяйствах незначительный кредит не способствовал его росту. С 1926 г. для льготного кредитования бедняцкого населения в качестве специальных капиталов СХБ образовывались фонды кредитования бедноты. В КСХБ фонд кредитования бедноты в 1926/27 г. составлял 8 тыс. руб., в 1927/28 г. - 66 тыс. руб., но полностью он не был использован из-за низкого размера ссуды, что мешало бедноте правильно употребить и своевременно возвратить ее. Карельский обком ВКП(б) неоднократно отмечал недостатки в работе КСХБ по организации фондов кредитовании бедноты.[20]
С изданием нового закона о сельскохозяйственной кооперации от 22 августа 1924 г. универсальным сельскохозяйственным товариществам было разрешено осуществлять кредитные операции, что повлекло за собой быстрый рост сельскохозяйственных кооперативов с кредитными функциями и непосредственно кредитных кооперативов. В Карелии такие товарищества объединялись Карельским краевым союзом сельскохозяйственных, кредитных и кустарно-промысловых кооперативов. В 1925/26 г. в системе Карсельсоюза насчитывалось 16 кредитных сельхозтовариществ (Кемское, Кондопожское, Святозерское, Святнаволокское, Сумское, Ухтинское и др.). С ликвидацией в 1926 г. Карсельсоюза первичные кредитные сельскохозяйственные товарищества остались без руководящего кооперативного центра.
Вопрос о создании нового кооперативного союза рассматривался на IV пленуме Карельского обкома ВКП(б) в апреле 1928 г. Необходимость организации нового кооперативного центра состояла в том, что в Карелии существовало 360 “диких” сельскохозяйственных, кредитных и др. кооперативов, возникших по инициативе самого населения. Партийное руководство Карелии проявляло серьезную обеспокоенность по поводу того, что эти самостоятельные кооперативы “находятся без всякого идейного руководства и часто попадают под влияние кулацкого элемента, а также не имеют своего руководящего хозяйственного, снабженчески-сбытового и организационно-кредитного союза”. Первичные сельскохозяйственные кредитные товарищества должны иметь соответствующий кооперативный кредитный центр, должны подчиняться ему, а не Карсельхозбанку. Карсельхозбанк должен быть распределителем кредитов между Карселькредитсоюзом, Каррыбпромсоюзом, Карохотсоюзом и Лесохимсоюзом и другими организациями и учреждениями, ведущими работу в области сельского хозяйства, лесозаготовок и промыслов.
В основу создания первоначальной материальной базы Карсельхозкредитсоюза должны были быть положены доходы от снабженческих операций Петрозаводского отделения конторы “Севзапсельхозснабжение” (40 тыс. руб.), от заготовительно-сбытовых операций (24 тыс. руб.) и доходы от кредитных операций (70 тыс. руб.). Капиталы должны были быть образованы из паевых и членских взносов и отпущенных из госбюджета средств - всего на сумму в размере 1 млн. руб. Сельскохозяйственные кредитные товарищества, входящие в систему Карсельхозбанка, будут представлять из себя “нечто вроде районных кооперативных банков, которые будут кредитовать как специальные сельскохозяйственные кооперативы, так и единоличные хозяйства по плану Наркомзема. Единоличные хозяйства, получившие ссуды, становятся членами сельскохозяйственных кредитных товариществ. Также КСХБ должен был кредитовать Карсельхозкредитсоюз. С целью создания нового союза сельскохозяйственной, кредитной и кустарно-промысловой кооперации была создана комиссия. Кандидатуры членов комиссии были назначены Карельским обкомом ВКП(б) и рассмотрены на заседании 10 мая 1928 г. В комиссию вошли Пухов, Пономарев и Усениус.[21]
30 июня 1928 г. состоялось собрание учредителей Карельского сельскохозяйственного кредитного союза, на котором был принят устав союза, выяснены его финансовые возможности. С 1 августа 1928 г. новый кооперативный союз приступил к работе. В это время в Карелии существовал 421 сельский кооператив, в том числе 51 сельскохозяйственное кредитное товарищество, объединявшее 17,3 тыс. крестьянских хозяйств, и 1 промысловое кредитное товарищество (70 членов). Основными задачами деятельности Карсельхозкредитсоюза были: снабжение крестьянских хозяйств Карелии средствами производства; организация и развитие заготовительно-сбытовых операций; организация кооперативного кредита и др.[22]
В 1927 г. был принят целый ряд законов о кооперативном кредите и о системе сельскохозяйственного кредита. Руководство кредитной системой страны осуществлял Государственный Банк СССР. ЦСХБ как и прежде возглавлял систему сельскохозяйственного кредита, куда входили сельскохозяйственные кредитные кооперативные организации по линии кредитной деятельности. В связи с изданием нового закона о системе сельскохозяйственного кредита прекращались выпуск и размещение крестьянских паев. Держателям крестьянских паев предоставлялось право обращать их в уплату вступительных и паевых взносов. Созданию Карельского кооперативного сельскохозяйственного кредитного союза способствовало “Положение о кооперативном кредите”, принятое в январе 1927 г.
Оно укрепляло правовое положение самостоятельных сельскохозяйственных кредитных кооперативов, что расширяло кооперативные начала в системе кредитования деревни. В целях привлечения средств населения в кредитную кооперацию в “Положении о кооперативном кредите” гарантировалось сохранение тайны вкладов, вверенных дел и счетов. По закону взыскание на вклады могло быть наложено только по решению суда. Во второй половине 1920-х гг. проявились противоречия между системой сельхозкредита ЦСХБ и кооперативными сельскохозяйственными кредитными организациями.
Общества сельхозкредита ЦСХБ стремились к установлению непосредственных связей с низовой сетью сельскохозяйственной кооперации, минуя кооперативный союз. Вся система сельхозкредита строилась как государственный механизм с допущением кооперативов лишь в низовой сети с отрывом их от общей системы сельхозкооперации. ЦСХБ давал кредиты с условием сдачи ему сельхозпродукции, а не кооперации. С выходом “Положения о кооперативном кредите” возникла надежда на то, что теперь появилась возможность создать действительно кредитную кооперацию.
Однако противоречия между государственными и кооперативными началами в деле кредитования сельского хозяйства не были устранены. В Карелии, например, между КСХБ и Карсельхозкредитсоюзом установились “ненормальные взаимоотношения”, не было никакой связи с первичными кредитными товариществами, при распределении средств не учитывались пожелания низовой сети. КСХБ переложил всю ответственность за кредитование на первичные кооперативы без предоставления им необходимых прав и полномочий, самостоятельности и финансовой независимости.
Внешне система сельхозкредита Карелии выглядела вполне благополучно: на 1 октября 1928 было 62 кредитных товарищества и почти 19,8 членов, кооперированность населения составляла 42 %, было выдано ссуд на 98,7 тыс. руб. В то же время не удалось добиться увеличения вкладов населения, свободные средства населения играли ничтожную роль, деятельность самих товариществ по мобилизации средств и сбережений граждан была “чрезвычайно слаба”. Вкладные операции росли за счет привлечения бюджетных средств райисполкомов и других учреждений. Большим недостатком в работе системы сельхозкредита была выдача ссуд на непроизводственные цели и слабый возврат просроченных ссуд. В Карелии на 1 октября просроченные ссуды составляли 180 тыс. руб. В целом по стране просроченные ссуды составляли 12 %.
В феврале 1929 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР “О системе сельхозкредита”, в котором говорилось об усилении роли ЦСХБ и республиканских банков. Руководство кредитной деятельностью кооперативных сельскохозяйственных кредитных союзов сосредотачивалось в банках ЦСХБ. Огосударствление сельскохозяйственной кредитной кооперации повлекло за собой реорганизацию ее низовой сети. СНК КАССР своим постановлением от 14 ноября 1929 г. установил предельный срок реорганизации кредитной системы в Карелии до 1 января 1930 г. По плану реорганизации из 65 существовавших кредитных сельскохозяйственных и рыбопромысловых товариществ намечалось создать 17 укрупненных районных кредитных товариществ, а все остальные ликвидировать или объединить их с райкредитами. Для реорганизации кредитной системы были мобилизованы инспектора КСХБ, Карселькредсоюза, Каррыбпромсоюза, даже студенты промышленно-экономического техникума. Каждому работнику, проводившему реорганизацию системы сельхозкредита, вменялось в обязанность принимать меры по организации на местах не только районных кредитных товариществ, но и животноводческих поселковых товариществ и районных животноводческих молочных союзов. Период реорганизации системы сельхозкредита совпал с лесозаготовками, в деревнях на общих собраниях присутствовало минимальное количество членов кредитных товариществ, например, на собрание уполномоченных Сегежского района явилось всего три человека.[23]
В начале 1930 г. было принято постановление, в соответствии с которым упрощалось взыскание задолженности по ссудам сельскохозяйственным кредитным товариществам со всех должников и их поручителей. Одновременно было принято решение “Об отмене постановления о гарантии целости вкладов, внесенных в сельскохозяйственные кредитные товарищества”. На местах стала проводиться работа по мобилизации свободных денежных средств у населения на социалистическое строительство, на реконструкцию сельского хозяйства. Рост покупательной способности населения, нехватка промышленных товаров, неудовлетворенный спрос свидетельствовали, по мнению партаппаратчиков, о значительных отложениях денег у населения, поэтому был поставлен “вопрос о выкачке денежных средств из деревни и вовлечении их в общий оборот при соблюдении классового подхода”. Карельский обком ВКП(б) принял решение провести ударную мобилизацию денежных средств к 15 января, в отдаленных районах - к 1 февраля 1930 г. За проведение данной работы персональную ответственность несли председатели райисполкомов. Для мобилизация денежных средств у населения должны были применяться различные меры: принудительное взыскание недоимок, в особенности с зажиточных крестьян, налоги и страхование, досрочная уплата ссуд на основе социалистического соревнования, недопущение просрочек ссуд, реализация государственных займов, привлечение вкладов в сберкассы и кредитную кооперацию, паенакопление и т.д. Кредитные и кооперативные учреждения получали задачу аккумуляции денежных средств для коллективизации сельского хозяйства. Принудительное взыскание задолженности по ссудам предполагалось проводить “экспедиционным путем, с организацией выездных сессий народных судов по сельсоветам, с показательными процессами над неаккуратными плательщиками, заостряя внимание на злостных неплательщиках из кулаков и индивидуально обложенных крестьян. Прокуратура и НКВД на время ударной работы должны были усилить нарсуды помощниками прокуроров и работниками милиции. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации выделяли рабочие бригады и активистов, в том числе и общественных обвинителей.” Таким образом происходило не только огосударствление кредитной кооперации, но и свертывание нэпа и полный переход к командно-административной системе.[24]
В 1930г. система сельскохозяйственного кредита в СССР подверглась реорганизации, кредитная кооперация просуществовала в стране до 1931 г. Карельский сельхозяйственный кредитный союз был объединен с Карельским животноводческо-молочным и хлебоживотноводческим союзами и так действовал до своей ликвидации в 1932 г.
Исторический опыт существования и развития кредитной кооперации в Карелии, как во всей России, показывает, что при соблюдении кооперативных начал в деятельности кредитное товарищество все больше становилось самостоятельным, даже если начинало работать на капиталах, ссуженных государством. Постепенно накапливая соответственный капитал, товарищество освобождалось от зависимости от государственных средств и привлекало вклады от населения. Так происходило в России до 1917 г. В 1920-е годы фактически отсутствовала самостоятельная система кооперативного кредита, что порождало противоречия между кооперативными и государственными началами в кредитовании сельского хозяйства. Переход к чрезвычайным мерам в руководстве экономикой страны в конце 1920-х-начале 1930-х гг. совпал с полным огосударствлением системы сельхозкредита и окончательной ликвидации кредитной кооперации.