В данной версии браузера некоторые элементы сайта могут отображаться некорректно. Рекомендуем вам обновить браузер на: Google Chrome
X
http://ligaks.ru/3/eeeeehttp://vkk-journal.ru/http://profikpk.ru/fundhttp://ligaks.ru/3/5/122/sovmeglvks/woccuhttp://profikpk.ru/?utm_source=liga&utm_medium=banner&utm_campaign=bannerhttp://profikpk.ru/marketing-conf?utm_source=liga&utm_medium=banner&utm_campaign=bannerhttp://ligaks.ru/3/liga_kr/1/forum_osnov/XII_forum_ks_rossii/itogi_forumks_2018


Назад



Резолюция Форума

РЕЗОЛЮЦИЯ

участников XI  Форума кредитных союзов России

18 мая                                                                                                                                                                              г. Москва 


Участники XI Форума кредитных союзов России констатируют, что настоящий этап развития кредитной кооперации характеризуется признанием сектора составляющей частью финансовой системы страны.

В России работают более двух тысяч кооперативов, которые объединяют более миллиона человек. Портфель займов кредитных кооперативов составляет более 50 млрд. рублей. В секторе сложилась система саморегулирования, работают 9 саморегулируемых организаций.
Деятельность институтов финансовой взаимопомощи нельзя недооценивать. Кооперативы играют важную социальную роль: удовлетворяет потребность в заемных средствах своих пайщиков, не имеющих доступа к банковским кредитным продуктам; способствует развитию субъектов малого предпринимательства; повышают доступность финансовых услуг в регионах, удаленных от основных финансовых центров; формирует кредитные истории; повышает финансовую грамотность населения.

Вместе с тем участники форума отмечают, что кредитная кооперация не может выйти из периода перемен, предъявления новых и новых требований. Необходимо создание условий для развития и расширения сегмента кредитной потребительской кооперации. Сектор рассчитывает на поддержку инициатив участников рынка. 
 
Однако, обращения рынка кредитной кооперации по проблемам работы и развития кредитных кооперативов, названным комплексно в Резолюциях X Форума кредитных союзов России от 22 апреля 2016 года, XIV Национального Форума по правовым вопросам в области микрофинансирования и XV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Революция» от 16-18 ноября 2016 года, хоть и рассматривались Банком России, но положительных решений и поддержки предложений сектора практически не было. Проблемы и вопросы, которые накопились в течение длительного времени, не решаются, компромиссы не находятся. Это, по мнению участников Форума, ведет к стагнации рынка кредитной кооперации (в течение последних 4 лет наблюдается сокращение количества КПК, численности пайщиков; уменьшения величины активов), создает серьезную угрозу его ликвидации.

В этой связи участники Форума выступают за конструктивный диалог с регулятором и другими госструктурами, за совместный поиск решений. Они отмечают, что для повышения устойчивости системы кредитной кооперации и увеличения темпов ее развития необходимо:
 
 
I. Совершенствование законодательства и нормативной базы.
 
  1. Поддержать законопроект № 139935-7, внесённый в Государственную Думу 31.03.2017г., вх. № 72-02.68/ВК о продлении переходного периода для СРО кредитных кооперативов
  2. Внести изменения в Федеральный Закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
  • исключив из п.1 ч.1 ст.189.2 закона "неоднократное нарушение финансовых нормативов в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения" как основание для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива;
  • в части введения процедур санации и восстановления платежеспособности кредитных кооперативов до введения временной администрации.
  • предусматривающие введение банкротства кредитного кооператива по решению общего собрания двумя третями голосов членов кредитного кооператива, а не одного пайщика.
 
  1. Внести изменения в ст.4 п.3 и ст.5 п.3 Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции", в части внесения в перечень исключений участие в управлении кредитного кооператива.
 
  1. Продолжить работу по изменению Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190 с целью расширения перечня услуг, оказываемых кредитным кооперативом своим членам.
 
  1. Внести изменения в Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190, позволяющие создать систему стабилизации кредитных кооперативов и гарантирования сбережений членов кредитного кооператива (пайщиков), поддержав         проект соответствующих изменений, подготовленный Лигой кредитных союзов и СРО кредитных кооперативов.  
 
  1. В целях устранения противоречий норм ФЗ «О кредитной кооперации» с Гражданским кодексом РФ внести изменения в ГК РФ в части возможности кредитного кооператива распределять доходы, полученные по итогам финансового года, между членами КПК путем начисления на паевые взносы.
 
 
II. Взаимодействие с Банком России.
 

1. В рамках созданных рабочих групп с участием должностных лиц Банка России, представителей кредитной кооперации, продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере кредитной кооперации, реализации мероприятий дорожной карты с учетом дифференцированного подхода по надзору и контролю деятельности кредитных кооперативов в зависимости от количества пайщиков и размеров величины активов КПК, в том числе:

  • В целях обеспечения имущественной защиты прав пайщиков в рамках работы рабочей группы № 1 («Рабочая группа по созданию системы гарантирования сохранности сбережений на рынке кредитной кооперации»), сформированной при Банке России, рассмотреть и проанализировать предложения по созданию оптимальной системы сохранности личных сбережений пайщиков, поступивших от саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов и Лиги кредитных союзов.
  • В рамках работы рабочей группы № 3 («Расширение спектра предоставляемых финансовых услуг, повышение проникновения и охвата финансовыми услугами, предоставляемыми КПК, малых городов и сельской местности»), сформированной при Банке России, рассмотреть, проанализировать, выработать и подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в ФЗ «О кредитной кооперации» в части расширения перечня услуг (например, открытие текущих счетов для пайщиков, открытие инвестиционных счетов для пайщиков, осуществление денежных переводов, доступ к государственным базам данных для КПК, вхождение КПК в систему корреспондентских счетов Банка России и т.д.), оказываемых КПК населению.  

2. Запланировать и провести не позднее третьего квартала 2017 года совещание с участием заместителя председателя Банка России и руководителями соответствующих департаментов, с руководителями саморегулируемых организаций КПК, Лиги кредитных союзов по актуальным вопросам, требующим срочного принятия решений:

  • О внесении изменений в Указание Банка России от 07.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», в части отнесения кредитных потребительских кооперативов к организациям, которые вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования;
  • О внесении изменения в Указание Банка России № 3322-у в части установления срока начала действия норм настоящего указания с момента его вступления в силу, т.е. формирования резервов на возможные потери по займам, выданным после 1 июля 2014 года.   Формирование РВПЗ на просроченную задолженность, которая возникла до 1 июля 2014 г., продлить по срокам на 10 лет;
  • О целесообразности, сроках и способах перехода КПК на ЕПС и ОСБУ; 
  • О предложениях сектора кредитной кооперации по внесению   изменений в законодательство о банкротстве КПК;
  • О создании системы стабилизации кредитной кооперации и гарантирования сбережений пайщиков КПК с учетом предложений от сектора кредитной кооперации, изложенных в концепции, разработанной Лигой кредитных союзов;
  • О дифференцированном подходе Банка России к регулированию КПК, в том числе, осуществлению надзорных и контрольных мероприятий в отношении некрупных КПК, с учетом численности их персонала, размеров активов, членской базы и других показателей.
  • О преобразовании Экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации в отраслевые Экспертные советы по видам МФИ (отдельно по МФО, отдельно по КПК и СКПК, отдельно по ломбардам).

3. Продолжить работу по оптимизации определения числовых значений финансовых нормативов. Внести в Указание Банка России от 28.12.2015 г. № 3916-У изменения, связанные с необходимостью устранения объективных причин невозможности исполнения некоторых нормативов вне зависимости от деятельности или бездеятельности КПК:

  • Внести дополнение в пункт 1.2. Указания № 3916-У, позволяющее реализовать право кредитного кооператива на использование средств резервного фонда, а именно, предусматривающее введение периода на восстановление норматива, установленного п.1.1. Указания, в случае, когда снижение значения указанного норматива явилось следствием использования кредитным кооперативом резервного фонда на цели, определенные частью 3 статьи 26 Федерального закона «О кредитной кооперации»
  • При расчете норматива ФН7, в частности, при определении суммы части активов кредитного кооператива, приносящих доход, сформированных кредитным кооперативом за счет привлеченных денежных средств, учитывать также и средства, находящиеся на депозитных счетах кредитных организаций.
 

4. Внести изменения в Указание Банка России от 29.04.2014 г. № 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения ПСК (займа)» в части увеличения периодичности   расчета предельной величины полной стоимости займа (ПСК) один раз в год и изменения методики определения предельных значений ПСК. установления методики расчета среднерыночного значения ПСК и доведения ее до участников рынка, разработки порядка раскрытия информации о кредитных кооперативах, данные которых включаются в расчет,  и  введения «антимонопольной поправки», предусматривающей ограничение доли данных крупных кредитных кооперативов  в расчете  ПСК.

5. Внести изменения в п.2. Указания Банка России от 07.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», в части отнесения кредитных потребительских кооперативов к организациям, которые вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

6. Определить и довести до сведения рынка кредитной кооперации принципы и меры дифференцированного подхода Банка России к регулированию КПК, в том числе, осуществлению надзорных и контрольных мероприятий в отношении некрупных КПК, с учетом численности их персонала, размеров активов, членской базы и других показателей.

7. В целях реальной, а не «отчетной» реализации мероприятий по переходу кредитных кооперативов на ЕПС и отраслевые стандарты, учитывая сложившуюся по объективным причинам ситуацию, а именно:

  • не полная готовность нормативной базы,
  • отсутствие утвержденных форм финансовой отчетности для КПК,
  • неподготовленность в связи с этим специалистов КПК по бухгалтерскому учету,
  • отсутствие целесообразности и необходимости отчетности КПК, составленной на принципах МСФО, для пользователей КПК -  пайщиков, которые в ней абсолютно не разберутся,
  • отсутствие иных заинтересованных пользователей отчетности КПК на МСФО,
  • крайне высокая затратность мероприятий по переходу для КПК, особенно для некрупных, -
 
переход КПК на ЕПС осуществить с 01.01.2019 года, при этом оставить для кредитных кооперативов возможность вести бухгалтерский учет в соответствии с принципами российских стандартов бухгалтерского учета, и составлять финансовую отчетность  один раз в год методом трансформации в ЕПС, как это делают в настоящее время кредитные организации.
 

8. Учитывая особенности формирования ресурсов кредитного кооператива, прежде всего, за счёт личных сбережений физических лиц – членов кредитного кооператива, принимая во внимание недопустимость нарушения кредитным кооперативом обязательств перед членами кооператива по своевременному возврату личных сбережений, разработать особый порядок принятия решения кредитными  организациями отказа в обслуживании кредитного кооператива, который бы предусматривал согласование решения об отказе с уполномоченным структурным подразделением Банка России, с предоставлением  мотивированного суждения о фактах, свидетельствующих о нарушении кредитным кооперативом норм действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ".

 
 
III. Государственная поддержка кредитных кооперативов.

1. С целью повышения доступности финансовых услуг:

  • обратиться в Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ за государственной поддержкой как кредитной кооперации в целом, так и кредитных кооперативов как субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • обратиться в Правительство РФ за информационной поддержкой, направленной на популяризацию кредитной кооперации в России.
 

2. В целях повышения финансовой грамотности населения обратиться в Министерство финансов РФ с просьбой о включении специалистов кредитной кооперации в программу подготовки консультантов-методистов по финансовой грамотности, которая реализуется в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

 
 
 
Направить настоящую резолюцию Президенту РФ, в Банк России, в Правительство РФ, Государственную Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ.
 





Сайт разработан при поддержке Международного Фонда Ирландской Лиги Кредитной Союзов.